24 элемента разумного производства

Разумное производство – это производство управляемое на основе профессиональных методов, по системам современного менеджмента. Но любая система должна состоять из конкретных элементов.

В данной статье мы приводим список из 24 основных элементов, которые должны быть встроены в систему управления любым производственным предприятием.

Блок 1. Стратегическое управление.

Элемент № 1. Четырехлетний цикл стратегического управления.

Элемент основывается на методике Теории ограничения систем Э. Голдратта. Когда у предприятия одна стратегическая цель — превратить за 4 года размер годовой выручки в размер годовой чистой прибыли.

Элемент № 2. Управление через ежегодные стратегические задачи.

На основе 4-х летней стратегической цели разрабатываются конкретные 4 стратегические задачи. По одной на каждый год. Усилия всех сотрудников в компании в течение года направляются на решение конкретной задачи.

Элемент № 3. Проектно-плановое управление.

Достижение каждой конкретной стратегической задачи обеспечивается за счет реализации конкретных проектов в течение года. Оптимальна следующая структура:
А) Сезонные проекты. Год разбивается на сезонные циклы. Каждый цикл — отдельный проект со всеми вытекающими обстоятельствами.
Б) Проекты реструктуризации. Все что требуется изменить в организации в течение текущего года.

Блок 2. Операционное управление.

24 элемента разумного производства | ProfMetods

Элемент № 4. Единая система ключевых показателей.

Основывается на системе сбалансированных показателей, адаптированных к производственному управлению. После фиксации ключевых показателей к ним привязывается все планы и решения. Планирование, денежные выплаты персоналу, премии и т.п.

Элемент № 5. Проектный офис.

Каждый проект проходит через специальный проектный офис. Даже если офис состоит из одного человека. Главная задача офиса — разработка и контроль реализации каждого проекта организации.

Элемент № 6. Процессный подход.

Все постоянные задачи и операции строго регламентируются и включаются в единую систему процессного управления.

Блок 3. Производственное управление.

24 Элемента разумного производства | ProfMetods

Элемент № 7. Сбалансированная система производственного планирования.

ССПП — планирование на основе показателей. Нет ничего страшного в том, что какие-то мощности будут простаивать. Цель — не локальный оптимум. А достижение стратегической задачи.

Элемент № 8. Управление через системные ограничения.

Использование алгоритма теории ограничения систем. Необходимо найти конкретное производственное ограничение и обеспечить его максимальную загрузку.

Элемент № 9. Поточное вытягивающее производство.

Бережливое производство во всей красе. Отказ от островной системы и переход к поточному производству.

Блок 4. Управление логистикой.

24 Элемента разумного производства | ProfMetods

Элемент № 10. Система буферных запасов.

Разработка системы расчета буферных запасов, которые исходят из планов продаж и дальнейшее поддержание запасов в установленном объеме. Отказ от “накоплений” продукции про запас.

Элемент № 11. Бережливое хранение.

Нет ничего хуже потерь готовой продукции на складе. Операционные потери должны стремиться к нулю.

Элемент № 12. Формат “Супермаркет”.

Система складирования строится из принципа доступности каждого продукта или ингредиента “на полке” в любое время. Без возможности накопления остатков и запасов.

Блок 5. Финансовое управление.

24 Элемента разумного производства | ProfMetods

Элемент № 13. Бюджет ориентированный на результат.

Система бюджетирования рассчитывается на основе задач получения доходов. Под которые планируются программы расходов, а не наоборот.

Элемент № 14. Управленческий “бережливый” учет.

Внедрение внутренней системы управленческого учета, который основывается на принципах “бережливого производства” и теории ограничения систем. Отказ от построения системы которая зависит только от бухгалтерского и налогового учета.

Элемент № 15. Система денежных показателей.

Разработка системы “рентабельности денег”. Четкие замеры стоимости входящих денег, расходов на хранение и оборачиваемость.

Блок 6. Управление персоналом.

24 Элемента разумного производства | ProfMetods

Элемент № 16. Система мотивационных KPI.

На основе единых ключевых показателей разрабатывается система денежной мотивации. Происходит отказ от “штрафной системы” оплаты труда — не платим если KPI не достигается. И внедряется мотивационная система — оплата за каждый процент достижения KPI.

Элемент № 17. Бережливый кадровый резерв.

Подготовка собственных сотрудников выгоднее и эффективнее найма. Любой, кто обладает ценностью для Компании должен об этом знать и включаться в систему развития этого таланта с дальнейшим повышением в должности.

Элемент № 18. Система карьерного лифта.

Оргструктура компании, должности, ротации должны учитывать нематериальные карьерные ценности сотрудников. Необходима система с минимально короткими циклами повышения должностей или изменения зоны ответственности.

Блок 7. Маркетинг.

24 Элемента разумного производства | ProfMetods

Элемент № 19. Система целевого маркетинга.

Точное знание клиента — ключевой элемент маркетинга. Вместо разработки общих портретов клиентов (мужчины-женщины от 20 до 40 лет), осуществляется разработка серии конкретных аватаров клиентов.

Элемент № 20. “Предложение мафии”.

Достижение такого уровня управления и эффективности маркетингом, которое позволяет предложить на рынок продукт или сервис, который существенно отличается от всех аналогов и которые сложно будет сразу повторить конкурентам.

Элемент № 21. Экспертное продвижение.

Нет ничего важнее лояльных к бренду постоянных покупателей. Лучший путь для этого — повышение экспертности компании в глазах потенциальных клиентов.

Блок 8. Управление продажами.

24 Элемента Разумного производства | ProfMetods

Элемент № 22. Система алгоритмических продаж.

Необходимы четкие алгоритмы сделок. Все элементы, шаги, ответвления должны строго регламентироваться. Каждый шаг клиента должен просчитываться.

Элемент № 23. Автоматизированная обработка заявок.

Часто наибольшие потери составляет именно потеря заявки. Когда любой, кто обращается в Компанию воспринимается не как клиент. С этой целью необходимы автоматизированные решения обработки каждой заявки или даже простого обращения в Компанию.

Элемент № 24. Партнерское продвижение.

Целевое построение сети из партнеров, с помощью которых увеличивается охват клиентов.