Виды ролей в проектах Agile

Спросите о команде и ролях участников в проектах Agile и все словно будто сговорились, переходят на язык Scrum. Что поделать — самая популярная методология + структурированный формат.

Не будем избегать трендов и поговорим в том же ключе. В Scrum выделяет три роли: Владелец продукта, Scrum-мастер и собственно команда.

1. Scrum_мастер

Человек, на котором держится команда. Хоть в Agile считается важным сохранять самоорганизацию, но без Мастера удерживать 5-7 человек в одном темпе и режиме работы представляется сложным.

За что же конкретно отвечает Scrum-мастер:

А) Прежде всего за то, чтобы все работали. Никто и ничего не мешало, не было никаких организационных проблем.

Б) За внутренний настрой, разрешение конфликтов и дружественную атмосферу и взаимность.

Этот пункт часто пропускают из виду, не понимаю, что за ним скрывается. Не зря Scrum-мастера часто сравнивают со спортивным тренером. Достаточно ли личных умений игроков футбольной команды, чтобы выиграть матч? Или слаженность, сыгранность, взаимопонимание и поддержка играют важную роль? Так вот, в проектной работе также.

В) Внутренние процессы.

В Scrum ответственность за проект несет команда, а не отдельный участник. И если член команды вылетает, не дотягивает или тянет проект вниз, то команда самостоятельно ищет решение. Мастер должен это контролировать.

Г) Модераторство встреч.

Проведение Daily Scrum Meeting, ежедневных встреч и т.д. Только помните, речь идет не о планерках и Мастер, не руководитель. А модератор, который должен умело направлять всех в нужном направлении.

Д) Демонстрация результатов в конце спринта и проведение ретроперспективы.

Ну и самое главное, еще раз. Scrum-мастер — не руководитель проекта, в стандартном понимании, главная задача которого выбирать отсрочки и проталкивать бюджеты. Это умелый наставник обеспечивающий командную работу.

2. Продукт-owner.

Или Владелец продукта. Хуже — менеджер продукта.

Мне больше нравится — лицо продукта.

В общем — самый главный человек в проектах  Agile. Он формирует задачи и всегда выступает от имени Заказчика или потребителя. Даже если он сотрудник вашей компании.

Главная задача владельца продукта — не дать команде отклониться от заданного курса. И в итоге получить тот продукт, который нужен заказчику.

Функции Продукт-owner:

А) Определение итоговых целей;

Б) Выставление приоритетов в работе;

В) Координация Backlog ;

Г) Взаимодействие между заказчиком и командой проекта.

Именно владелец продукта отвечает за приемку работы в конце каждого спринта.

Важный нюанс. Владелец продукта работает с командой. Ставит задачи и цели команде. Принимает работу — от команды. Поэтому он не раздает поручения отдельным участникам и не ведет себя как большой босс.